Category: происшествия

Category was added automatically. Read all entries about "происшествия".

Завороженный смертью



Художник Николай Касаткин (1859-1930)

Николай Алексеевич Касаткин - первый народный художник Республики (1923), социалистический реалист. В 1930 году написал картину "Карийская трагедия". На ней изображена сцена из каторжной жизни: казаки ведут к месту экзекуции революционерку-народницу Надежду Сигиду, которую за попытку нанести жандармскому офицеру Масюкову пощечину приказали наказать розгами. При этом она заранее объявила, что для нее порка равнозначна смертному приговору. Сигида получила сто ударов, после чего отравилась морфием. Из солидарности с ней насмерть отраивлись еще пять арестантов. 17 декабря 1930 года, давая пояснения в Музее революции к картине «Карийская трагедия», Касаткин упал и мгновенно умер. Счастливчик! После него осталось следующее завещание (орфография сохранена):

"Изъявление моей воли по поводу процедуры моего погребения, т.к. по характеру своей болезни могу умереть внезапно:
I. После моей смерти тело мое ни какому омовению не подвергать.
II. Одеть его в мою рабочую блузу и штаны, завернув одетое мое тело в парусину или иной кусок (не траурный) старой материи, служившей мне во время художественной работы - завернуть меня с головой.
III. Ни какого "гроба" не делать - а чтобы тело мое не прогибалось, следует подложить под него три тесины моего роста - они найдутся на даче.
IV. Ни каких книжечек или листков, как евангилие и пр. отнють со мной не класть.
По литру положить сверху, на грудь, [...неразборчиво].
V. Подвергнуть кремации без всякого показывания - а золу выбросить в общую кучу золы.
Николай Алексеевич Касаткин
12 октября 1929 г.
"
Collapse )

Сто лет небытия



(Лекции по философии литературы)

В романе Маркеса "Сто лет одиночества", в несуществующем мире фантастического городка Макондо, где сняты границы между жизнью и смертью, сама жизнь приобретает призрачные свойства. Погруженная в небытие, она оказывается наделенной силой и бесстрашием. Действительно, чего бояться жизни в том мире, где не довлеет фатальная сила смерти, ибо все уже и так мертвы, поскольку их придумал писатель? По этой же причине в сюжетной композиции "Ста лет одиночества" торжествует абсолютное одиночество. Оно абсолютно потому что всё полностью погружено в небытие, а следовательно нет и самих страдающих от одиночества людей.

В призрачном мире, всецело охваченном небытием, естественно, нет места и для любви. Это понятно, ведь никто никогда не видел влюбленных покойников. Именно поэтому, отчаявшаяся встретить свою любовь, Ремедиос Прекрасная в итоге возносится на небеса на жёлтых простынях, подхваченных ветром, а Аурелиано Буэндиа умирает, выйдя в очередной раз помочиться на древо рода. Поскольку одиночество не способно продолжить род, все семнадцать незаконных сыновей Аурелиано от разных женщин, отмеченные фатальной печатью одиночества, гибнут. Каждый из них проходит свой маленький круг, в то время, как большой путь из ничего в ничего совершает весь род в целом. По дороге из небытия в небытие предельно одинокие сыновья Аурелиано ведут безнадежный поединок с небытием, и лишь в конце пути начинают подозревать, что небытие это они сами.

Мотив смерти как зеркала жизни получает обобщенное выражение в финальном эпизоде, где отец съеденного муравьями мальчика со свиным хвостиком, Аурелиано Вавилонья, стремясь разгадать пергаменты Мелькиадеса, видит в зеркале книги пророчеств всю историю рода, и понимает причины всеобщих несчастий, которые заключаются в ошибочной вере людей в то, что они есть. В этот момент время возвращается к своим истокам, оно фактически заканчивается, его больше нет. Нет больше ни жизни, ни смерти. Есть тотальный нигилистический хохот над бездной небытия.

Круг смерти



Время жить и время умирать. Время собирать камни и время кидаться ими. Вот и Эдуард Лимонов сочинил уже две "Книги мертвых". Это как старушки собирают узелок на случай кончины. И Лимонов тоже собрал свой узелок - пожил человек, накопил обширную географию умерших и теперь вот подводит итоги. Рекламирует своих мертвых и поднимает их статус там, в небытии. И правильно делает. Никто не должен забывать о своих покойниках. Ведь все умрут, а они останутся.
Collapse )

Сага о Белой Богине




На Севере мало жизни. Так мало, что о ней можно легко забыть, и тогда умирать уже незачем. Цвет Севера - белый. Кругом холодно, пусто, мертво, прекрасно! Здесь нет ничего, помимо ледяной игры разума, здесь всюду, до самой Полярной Звезды раскинула невидимые крылья Белая Логика, которая служит Белой Богине, чистой деве полярной ночи и вечной мерзлоты. С южной женщиной не поговоришь о Ледовитом океане, она привязана к своей дыре. Чёрное - цвет черни. А поцелуй Вьюжной Богини холоднее космической бесконечности, он пронзает до самого сердца, которое и без того мертво.

Чем дальше белый медведь продвигается на Север, тем яснее становится сотканное изо льда и пламени зеркало. Вот впереди виднеется город Михаила Архангела, водителя мертвых душ. В волшебное зеркало уже невозможно взглянуть, не рискуя быть уничтоженным обжигающим мерцанием истины. Неожиданно ледяное стекло полыхает миллиардами искр. Разлетающиеся по событийному пространству огоньки вонзаются в глаза зевак, которые начинают смешно моргать, пытаясь вернуться в уютный мирок рутинных конвульсий. Но тщетно - внезапно прозревшие, несчастные обречены пребывать в сознании того, что их нет. Их призраки причудливо застывают в вечной мерзлоте.

Север - внутренний, ушедший в себя великан. Это время когда старые связи порваны, а новых еще нет, когда не осталось никаких дел, да и самого времени больше нет. Для верящих в реинкарнацию это место, куда уходят души после смерти, перед тем как обрести новую жизнь, место безмолвия и размышлений. У каждого северного медведя есть свой личный Северный Ледовитый океан, чтобы было куда смотреть, когда захочется помолчать.

И вот, среди высоких, освещённых северным сиянием сугробов, неуклюже переваливаясь, танцуют на задних лапах вокруг шаман-дерева белые медведи. Я стою на южном берегу мертвого царства и смотрю в никуда. Облака, низко проплывающие над океаном, напоминают серых лохматых небесных псов. А может, это они и есть? Вдруг облака раздвигаются. На берег студёного океана торжественно опускаются воздушные сани, влекомые Белой Логикой. В санях возвышается высокая, стройная, ослепительно белая Богиня арийского Севера; и шуба, и шапка на ней из снега. Я встречаю Снежную Богиню - так ночные ветры встречаются за пределами бледного Арктура. У неё множество имен, многие именуют её Истиной, иные почитают как Смерть. Белая Богиня протягивает мне ледяную Розу. Её небольшая рука в ледовой перчатке тверда как камень. Эх, тяжело пожатие каменной десницы!

- Здравствуй уже, - произносит Богиня. - Замерз? Так-то иди ко мне в сани.

Я опускаюсь в сани, как в снежную берлогу и устраиваюсь у ее ледяных ног. Белая Богиня так хороша! Более умного, одухотворенного лица невозможно представить. Внезапно она целует меня посиневшими губами. В её руках возникают из ниоткуда кубики льда, из которых складывается слово "вечность". Ведь природа вечности - лёд, мистический предел, за которым не остаётся ничего. И я узнаю это ничего, ведь истинная суть всего - отсутствие. А пустоту одолеть невозможно, поскольку мы сами и есть пустота. Тотчас же наши сани взлетают над тяжёлыми свинцовыми облаками и устремляются на ликующий зов Полярной Звезды.
Collapse )

Плачущий огонь

Послушай, не идёт ли дождь... from Vadim Filatov on Vimeo.



В пламени горит Бог, поглощённый бездной самоотрицания.
Жорж Батай

Огонь несёт в себе смерть и одновременно святость. Не случайно, раскольники сжигали себя, чтобы обрести огненное крещение.

В фильме "Послушай, не прошёл ли дождь" мы видим самосожжение алкоголем русского писателя Юрия Казакова. В последний год жизни он был преимущественно пьян. Когда работа над очередной повестью мешала пьянству, Казаков немедленно отказывался от работы, и такое случалось всё чаще. В поисках вдохновения он приобрел дачу в поморской деревушке Лопшеньга. Но и здесь, на Белом море, все пили, топили и сжигали себя по-черному. В конце концов, писателю стала являться Смерть в образе одетой в белый саван актрисы Елены Майоровой. Или наоборот, актриса в образе смерти. Елена, увлекательно оперируя цитатами из Екклесиаста, настойчиво манила Казакова в никуда. В итоге она его увлекла. Писателя нашли мертвым, на столе лежал лист бумаги с заголовком его лучшего, поскольку ненаписанного, рассказа: "Послушай, не идёт ли дождь". В финале звучит одноимённая песня на стихи русско-таджикского поэта Тимура Зульфикарова.

Роль Смерти стала последней ролью Елены Майоровой - и в жизни, и в кино. Она выбрала для себя восхитительное занятие - поливать керосином угли души, что чем-то сродни философии. Елена прибавляла огонь к огню. Когда ей удалось растопить вечную мерзлоту в Архангельске своего и моего сердца, повсюду вспыхнул плачущий огонь. Его слёзы капают, как воск с горящей свечи. Вот весёлый мотылек неотвратимо летит на огонь. И нет ничего прекраснее плачущего огня, мистическая магия которого зовёт в никуда и когда-нибудь, к счастью, сожжёт и его, и всех нас, и всю нашу утлую Вселенную.
Подполье

Из Арсения Чанышева




...Развитие состоит в наращивании бытия, его интенсификации. Но чем интенсивнее бытие, тем оно хрупче, тем оно подверженней гибели. Мы ходим по тонкому льду над океаном небытия . Жизнь не может долго удержаться на вершине бытия.

("Трактат о небытии")

...Ребенок. Я рос слабым болезненным ребенком. Мать рассказывала, что при родах я задохнулся. Меня оживляли. Где-то лет в пять я заболел общим заражением крови. У меня была постоянная температура 39,5. Все врачи от меня отвернулись. И только один врач, настолько старенький, что его привели под руки, сказал, что я выживу. И я, действительно, на свою беду, выжил. Выжил, чтобы в конце концов всё же умереть.

Даже если хорошие,
Никому не вредим,
Всё же в камере смертников
От рожденья сидим

***
Отец расстрелян. Дочь убита.
А мама просто умерла.
Но нет предела у лимита
Мне сверху спущенного зла.

И скоро я исчезну в бездне,
Как мириады до меня.
Нет! Бог не скажет мне: «Воскресни!».
Он только лик Небытия.

("Моя жизнь")

...Один аспирант в своей диссертации написал, что всё человечество приближается коммунизму «неотвратимо!». При обсуждении этой диссертации на кафедре я заметил, что это слово какое-то двусмысленное. Но меня никто не понял. Чувство юмора у этих говнокопателей начисто отсутствовало.

("Научный сотрудник в области философии")

Я не философ

Я не философ. Я поэт.
Лечу, как бабочка на свет.
Я ничего не получу —
Я только жизнь укорочу.

БОМЖ

Я начинаю жизнь с нуля.
Мне шестьдесят – и нет жилья.
Я вновь во власти чемоданов.
Я бесприютен, как Романов.

Казалось мне: вся жизнь моя разбита,
Что сброшен за борт смерчем роковым…
Но, выходя из моря, Афродита
Меня на берег вынесла живым,

Туда, где трав высоких колыханье,
Где щебетанье неприметных птиц,
Где бескорыстное цветов благоуханье…
И я упал перед богиней ниц,

Не смея выразить ей благодарность словом
За то, что старое она сменила новым.
Collapse )

Угольный Спас




Из фермы Джойнт совершив побег,
я вмёрз ногами в мёртвый чёрный снег.

Был снег тот чёрствый, как душа Иуды,
и звуки раздавались ниоткуда.

Здесь иноходец дряблый брошен псам -
растерянно взывает к небесам.

Трава растет сквозь сон, душа обнажена
и в волосах раскрытая луна.

Вдруг горький ангел протрубил побег
и стал еще чернее чёрный снег.

Полярный пёс - я от небесной стаи
с утра отстал, но к ночи наверстаю.

Я чайка, что несчастье вам пророчит,
обугливая пир умершей ночи.

Наш мир с небес достал беспечный Бог
и свастику на полюсе зажёг.

Тот, кто создал всех нас из боли и мечты -
укроет чёрною рукой из темноты.

Из фермы Джойнт совершив побег,
я вмёрз всем сердцем в мёртвый чёрный снег.
Подполье

Смысл смерти




Я вышел из лагеря в заволжских степях и влюбился в мертвую жену.
(Эдуард Лимонов)

Наступает вчера и все проясняется.

Смерть всегда находится в пути, она путешествует без разрешений и границ. Вот уже пришла и приглашает на выход, без вещей...

Смерть - самое ценное, что у нас есть, поэтому ее лучше расходовать бережно. Смерть многогранна, а жизнь монотонна. Жизнь опьяняет, а смерть отрезвляет. Жизнь - морок, дух помрачения сознания, помутнения рассудка, обмана, заблуждений, блужданий, мрака, непогоды. Напротив, смерть - это не банальное погружение во тьму. Ясность - вот самое очевидное свойство смерти. Если в смерти, как и в жизни, нет удовольствия, то должен быть хотя бы какой-то смысл. Но есть ли смысл у смерти? Смотря когда. Не всегда этот смысл представляется уместным. Иногда смерть в разговоре со смертными прикидывается жизнью, чтобы привлечь слушателей. Жизнь постоянно отвлекает наше внимание от смерти, а смерть - от жизни. Но мученье и труп всё перетрут.

У Чжуан-цзы умерла жена, и Хуй-цзы пришел ему пособолезновать. Чжуан-цзы сидел пьяный на полу и весело пел, ударяя в тазик. Хуй-цзы изумился: «Петь песни в твоём положении - это безумие. но постукивать при этом в тазик - просто чудовищно!»
— Ты туп, — ответил Чжуан-цзы. — Хотя поначалу я поскорбел. Скорбя, я представил, чем она была до своего рождения, вначале, когда еще не родилась, когда не имела дыхания и тела. Я понял, что она была рассеяна в пустоте безбрежного ничто. Ничто видит сон — и она стала Дыханием. Дыхание изменилось — и стало Телом. Тело изменилось — и она родилась. Теперь настало новое изменение, круг замкнулся, и она вернулась к себе домой. Причитать над этим — значит не понимать смысла смерти.

Если жизнь - это сон, то смерть - сон, в котором нет тебя, потому что ты проснулся. Жизнь — это очередь за смертью, при этом некоторые ухитряются пройти без очереди. Смерть возвращает жизнь в истину ничто, а истину ничто - в жизнь. "И познаете истину, и истина сделает вас свободными", - учит Евангелие от Иоанна. Истина ничто освобождает от лжи, то есть от жизни, поэтому о ней мало кто желает знать. Её стараются закопать поглубже, и забыть о ней, чтобы раньше времени не освободиться и притворяться, что жизнь продолжается. Верьте лишь тем, кто уже откопал истину-смерть, не доверяйте продолжающим искать - это скептики. Скорее всего, они лишь обманывают самих себя, говоря, что ищут истину, а на самом деле не верят в смерть. Но. в конце концов, истина-смерть восторжествует повсюду и начавший за здравие обязательно кончит за упокой.

Смысл жизни - ложь во спасение, но она никого не спасает. Смысл смерти - в обретении истины, которая освобождает от лжи. Любишь жить - люби и трупики возить. Ведь тот, кто не хочет ничто, всё равно не получит ничего.

Спешите творить ничто.